Воспитательная работа МБОУ "Горная СОШ" строится на принципах гуманной педагогики.
В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений:
- учитель-ученик
- ученик-ученик
- учитель-учитель
- учитель-родитель
Цель службы воспитания
Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов обучающихся в различных видах деятельностиЦель службы воспитания
Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов обучающихся в различных видах деятельности
Направления деятельности службы воспитания
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Экологическое
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
Задачи службы воспитания
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности;
- обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями обучающихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
- развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.
Подходы, используемые службой воспитания
-
деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой;
- личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к обучающемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей;
- индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого обучающегося.
Принципы, которым следует служба воспитания
- Творчество – источник развития школы.
- Союз детей, учителей и родителей – единственный путь развития школы.
- Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
- Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.
Задачи развития воспитательной системы
- гуманизация воспитательного процесса;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
- совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с требованиями модернизации российского образования;
- активизация работы органов ученического самоуправления;
- создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе;
- создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности;
- развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива;
- отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы;
- соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
- существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя - подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
- использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
- оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
- повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.
Системообразующие компоненты воспитательной системы
- воспитательная функция урока;
- внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного образования);
- внеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы в театр и т.п.);
- внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого ученика, формированию классного коллектива и его традиций;
- организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию школьного ученического коллектива;
- организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и ученического коллективов;
- организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, трудовые десанты);
- целенаправленная воспитательная деятельность содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика; эта деятельность основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.
Функции службы воспитания
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое анее азрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.
Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы
- гуманизм;
- демократичность;
- соуправление, сотрудничество;
- социальное партнерство.
Научно-методическое обеспечение воспитательной системы
- Наличие программы воспитания учащихся, составленной на основе последних достижений науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
- Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное пространство.
- Создание условий для эффективной работы методического объединения классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога.
- Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
- Мониторинг воспитательной системы.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной системы
Нормативно-правовой основой существования и функционирования службы воспитания и воспитательной системы в целом служат нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровня, а также локальные нормативные акты МБОУ "Горная СОШ".
Организационное обеспечение воспитательной системы
МБОУ "Горная СОШ" укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.
Материально-техническое обеспечение воспитательной системы
Образовательная организация размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
По своим размерам и состоянию помещение отвечает требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
Для реализации воспитательного процесса образовательная организация имеет следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно - массовых мероприятий, мультимедийное оборудование, туристское, спортивное снаряжение и т. д.
Результативность службы воспитания и воспитательной системы
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
- Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
- Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
- Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.
Перспективы развития воспитательной системы
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
- совершенствование воспитательной системы школы;
- разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
- совершенствование системы самоуправления в школе;
- расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
- обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения.